Интервью

В этом году городскую власть буду драть нещадно

В этом году городскую власть буду драть нещадно

- Валерий Павлинович, для жителей Нижнего Новгорода и области - дороги наша основная боль… каждый год ремонтируем, и каждый год по весне асфальт сходит вместе со снегом. Кто контролирует качество нового покрытия? И есть ли вообще какие-то нормативы?

- Качество асфальта контролируют специальные лаборатории. Соглашусь, порой кладут некачественный асфальт, но дело здесь не только в этом. Говоря о Нижнем Новгороде нужно понимать, что вообще представляет из себя город-миллионник с точки зрения дорожно-транспортной инфраструктуры. Он никогда не развивался, если в других городах дорожная инфраструктура развивались с учетом будущего, то для Нижнего как было нарисовано еще Екатериной, так до сих пор и живем.

Конечно, это не дело губернатора чистить улицы и продумывать новые транспортные развязки, но чтобы решать стратегические вопросы, пришлось вникать и в этот.

Во всем мире существует несколько систем построения улиц и дорог в городах: кольцевая, радиальная и прямоугольная. У нас нет ни одной. Стояла задача развивать транспортную инфраструктуру города. В 2010 году Дума Нижнего Новгорода утвердила план реконструкции дорожно-транспортной сети областного центра. Это фундаментальный документ, где прописано, какие улицы должны быть радиальными, какие полукольцевыми. К сожалению, такого кольца, как в Москве в Нижнем не получится. Как только реализуют этот проект – в Нижнем Новгороде будет радиально-кольцевая система.

- Отлично, конечно, а асфальт будет такового же качества, как в Москве?

- Трафик в Москве в разы больше. Только там он в саму Москву не попадает. В Москве два кольца, и весь транзитный транспорт идет мимо центра. В Нижнем Новгороде же ситуация обратная. Большегрузы, которые шли через город, разбивали асфальт, и качество дорожного покрытия обеспечить было невозможно, даже вкладывая 300-400 млн рублей в ремонт.

Наш местный транспорт дороги эти не разобьет и не испортит. В случае повторения ситуации с разбитыми за год дорогами, мы можем требовать с подрядчиков гарантии и проведение гарантийного ремонта в гарантийные же сроки. Гарантия у асфальтового покрытия – 5 лет. Но он за год разбивался фурами. Нижегородские дороги никогда не были и никогда не будут приспособлены для движения большегрузного транспорта, мы не сможем из них сделать трассы А1. Под всеми нашими дорогами проходят коммуникации: газовые трубы, электрические кабели, канализация. Туда нельзя углубляться.

Построив третью очередь Южного обхода, мы смогли вывести большегрузный транспорт из Нижнего Новгорода. В этом году выделено 3 млрд рублей для того, чтобы начать масштабные работы по реконструкции и ремонту дорожного покрытия в областном центре. Все дороги ремонтируют согласно проектам, по которым они сделаны.

- Южный обход Нижнего Новгорода уже практически пущен. В ваших планах реализовать еще и Северный. Кольцо вокруг областного центра когда сомкнется?

- Первую часть плана мы выполнили. Сейчас проектируется низконапорный узел на Волге. Реку мы сделаем судоходной, параллельно с плотиной должен появиться автомобильный мост, по которому большегрузы с трассы М7 смогут уйти напрямую на Киров, минуя Нижний Новгород. Следующий этап – мост с подходами в Подновье. В итоге получаем полное кольцо вокруг Нижнего Новгорода. Это стратегическая задача, которую мы сейчас реализуем.

Мост в Подновье Нижнего Новгорода – финансово емкий. Правительство Нижегородской области совместно с "Внешэкономбанком" подписали соглашение, в рамках которого ВЭБ подбирают для нас группу инвесторов, которые бы построили и это мостовое сооружение и подходы.

- Мост в Подновье будет платным?

- Да.

Но он будет пущен только тогда, когда будет построена альтернативная бесплатная трасса. Сейчас в Нижнем Новгороде в районе Борского моста регулярно 4-х часовая пробка. Проект реконструкции и строительства дороги Неклюдово-Золотово вдоль железнодорожной ветки спроектировали. Уведем пробку. Вопрос с пробкой на Мещерке решится. Когда в оба направления дорога будет пущена, приступим к реализации планов по строительству моста в Подновье. Это стратегическая задача.

- Благоустройством города тоже вы будете заниматься?

- Что касается грязи и благоустройства – это муниципальные вопросы, мы их дожмем. Спрашивать раньше нужно было, и правильно было бы, но мы понимали, что были определённые форс-мажоры…

- Политические…?

- У меня нет политических форс-мажоров… Я занимаюсь политикой только тогда, когда это необходимо. В этом году городскую власть буду драть нещадно. Город надо вылизать: посадить цветы, покрасить ограды, привести тротуары в порядок. Основные работы проведем в это лето, и вы увидите, как город преобразится за это время.

- Вы рассказывали о планах по развитию дорожно-транспортной сети, в том числе и в Нижнем Новгороде, говорите о строительстве мостов и новых развязок. Все инициативы – исходят от вас. Создается впечатление, что муниципальная власть абсолютна безынициативна?

- Сколько я работаю, все время ситуация была такая. Муниципальные органы власти не выполняли многих функций. Они не считаются органами государственной власти, это местное самоуправление. И подход такой соответствующий: смогла – смогла, не смогла – ну что ж - не смогла.

Нельзя сказать, что город когда-то был идеальным с точки зрения благоустройства и комфорта городской среды. Даже настроение людей, живущих в Горьком, говорит об этом. Город всегда был таким. Чуть лучше, чуть хуже. У легенды нижегородского рока Алексея Полковника Хрынова в одной из песен были строчки: "Выглядят серо, темно и не молодо, горькие люди из Горького города".

А сейчас мы хотим сразу же попасть из Горького города в космический центр? Я бы тоже хотел, но не получается. Темпы сейчас и в предыдущие годы разные, их просто нельзя сравнить. Раньше 16 км дорог строили 16 лет. А третью очередь Южного обхода построили за меньше время, и это далеко не 16 км. Сейчас мы уже совместными усилиями можем заниматься улицами Нижнего Новгорода. Работа про проведению дорожно-транспортной сети Нижнего Новгорода в соответствующее положение стоит большущих денег. Три млрд выделили, а нужно – 100 млрд рублей. За один год это сделать невозможно. Поэтому и добиваемся федеральной поддержки. Четвертая очередь Южного обхода до Работок будет полностью построена на "федеральные" деньги. Проект уже отдали на экспертизу. Строить будут нижегородцы. А мы будем следить, чтобы и быстро, и качественно. Задача для нас понятна.

А внутренние дела, дела города. Сколько лет мостов в Нижнем Новгороде не строили? Мы не просто мост построили – построили метромост. И если бы не было станции метро "Горьковская", чтобы мы сейчас делали? Мы бы не обеспечили сегодняшний трафик. Не смогли бы просто людей доставить до своих рабочих мест. Были бы сплошные пробки.

И Молитовский мост, и Канавинский, и Окский съезд и подходы к Молитовскому мосту тоже привели в порядок за счет областного бюджета

- Просто жители города привыкли, что городская власть ничего не делает…

- Как и раньше, по работе есть вопросы.

- К сожалению, это данность. Такие руководители…

- Все мои обращения к муниципальной власти могут носить только рекомендательный характер.

Но я знаю, как надо работать с такого рода организациями. На характере. На воле.

Приведу пример с уборкой снега. Поехал во двор Советского района, посмотреть, как убирают снег. Приехал… кучи, кучи, кучи снега, не пройти. Спросил у главы района, что нужно сделать, чтобы убрали снег? Он мне ответил, что необходимо 6 млн рублей. После объезда района, мы приняли решение выделить на каждый район Нижнего Новгорода на уборку и вывоз снега по 6 млн рублей, чтобы город привести в порядок. В итоге после консультаций с минфином, дали 50 млн "окрашенных" рублей исключительно на вывоз снега. Пришло 1 января 2017 года, пора отчитываться о расходовании. Руководители города пришли и говорят, что все средства не освоили, возвращаем вам часть обратно. При этом руководство города, почему районы не смогли освоить выделенные средства, сослалось на несовершенство законодательства. Но Автозаводский район на вывоз снега смог потратить 12 млн рублей, Советский – только 1 млн, Московский – вообще 0. Почему так? В каждом районе, что свои законы? Но она эти вопросы, я не получил внятного ответа.

- Опять ваша инициатива с уборкой снега…

- Просто Нижний Новгород – город хороший, а нижегородцы заслуживают лучшей жизни. И еще. Хочется сделать Нижний таким, что к Чемпионату мира по футболу весь мир улыбался и говорил, что город хороший. Он и сейчас хороший. С точки зрения его ауры, архитектуры, хотя и постоянно критикуют. Прочитал блог Варламова… разруха у нас. Но есть и другой пример. Приехал патриарх Кирилл и после поездки по городу сказал мне спасибо, за то, что сохранили этот старый, купеческий город, что не разрушили его. "А во многих городах и этого не сделали, что сделали вы!", - сказал он мне. "Только приведите его в порядок", - добавил он.

- Программа расселения ветхого фонда успешно реализуется у нас?

- Если проанализировать, то программу сноса ветхого фонда мы практически единственные из многих регионов, кто выполняет. 7,5 тысяч аварийных домов мы расселили только за последние 3,5 года. 16 тысяч человек переселили в новые дома. Но пока сносим только те дома, которые, как аварийные, были поставлены на учет до 1 января 2012 года. Сейчас решается вопрос с федеральным правительством, чтобы продлить эту программу. Она заканчивается 1 сентября 2017 года. Но ее необходимо продолжать и дальше. Потому что ни один регион, ни один муниципалитет без помощи федерального бюджета ее осилить не сможет.

- Не хочу приводить в пример Москву, но там "хрущевки" начали активно сносить. Нам бы со своими народными стройками разобраться, я правильно понимаю?

- Решение о сносе "хрущевок" было принято не сейчас. Это решили, когда мэром столицы еще был Юрий Лужков. Снесли несколько тысяч домов еще тогда. Но там позволяет финансовый ресурс города это делать, и возможности. Но хотим мы или нет, мы не Москва.

У нас в Нижегородской области 3,5 млн населения, в Москве – 10 млн. Получается меньше в три раза. У нас бюджет 160 млрд и мы его за последние годы увеличили в пять раз. А у Москвы 1 трлн 400 млн бюджет, практически в 10 раз больше. Но Москва за последние годы увеличила бюджет только в 2,5 раза. А не в пять, как мы. Мы наращиваем бюджет в два раза более высокими темпами, чем Москва, но разницу в ресурсе вы же видите.

Порой меня спрашивают, что нужно и сколько средств необходимо, чтобы приблизить уровень жизни в городе и области к столичному уровню. Нужно не 160 млрд, а 320 млрд. Нам не надо в 10 раз… нам хотя бы в два. Тогда уже можно было бы о чем-то говорить. Представляете, что было бы построено: десятки школ, поликлиник и больниц. Один объект стоит порядка 350 млн рублей. Имея такие бюджеты, у нас бы за год все менялось кардинально. Все эти аварийные гнилушки были бы расселены.

Вторая наша задача – наращивать бюджет. Сегодня бюджет Нижнего Новгорода самый большой в Приволжском федеральном округе. Субвенции и субсидии Нижнему Новгороду из регионального бюджета самые большие по сравнению с другими регионами ПФО. Таких субвенций областному центру никто и никогда не оказывал. Ни в Татарстане, ни в Башкортостане такого нет.

- Тогда с чем связана такая проблемная ситуация в Нижнем Новгороде? С руководством, командой, нет стратегических задач и планов у них?

- В Нижнем Новгороде ситуация связана в первую очередь с системой управления. Правильное распределение средств, контроль, как они расходуются. Это основное направление. К сожалению, как только мы передаем деньги в управление городу, мы теряем возможность контролировать их расходование. Потому что это уже муниципальные деньги, деньги органов местного самоуправления. Они потом берут и распределяют по-своему. Хозяин барин.

- Обсуждая сейчас выделение средств, вы произнесли, на мой взгляд, ключевое слово… к сожалению. Вы сожалеете, что в Нижнем Новгороде двуглавая система управления? Получается, что спрашивать не с кого…

- Система власти как была двуглавой, так и останется. Никогда система не будет одноглавой. Во всем мире существует две ветви власти: представительный орган власти и исполнительный. Одни пишут законы, вторые их исполняют. И у нас тоже самое: есть депутатский корпус, есть администрация.

Если вы помните, у нас в разное время были разные модели. Несколько лет назад в Нижнем Новгороде был глава администрации, которого избирал народ. Он же был и главой города. После изменений законодательства, когда глава избирается депутатским корпусом, система управления поменялась: глава города и глава администрации – разные люди с разными обязанностями и функционалом. Тут то мы и потеряли ресурс управления. Депутаты не занимаются городом каждый день, у них и прав-то таких нет.

Весной прошлого года, как только законодательно на федеральном уровне было принято решение о совмещении должностей главы города и главы администрации города, был поставлен вопрос и об изменении областного законодательства. Нужно, чтобы вся система управления городом была построена на главе администрации, потому что он отвечает за весь город, как говорится, от помойки до космоса. Если он глава города, тогда понятно, что с него и надо спрашивать. Но в Нижнем Новгороде отказались от такой схемы. Тогда по закону все перешли на двуглавую систему, только главой города становится глава администрации, а не глава депутатского корпуса. Глава депутатского корпуса - председатель Думы, который контролирует работу Думы, не вмешивается ни в какие функции управления.

В нашей стране самая большая беда – смешение функций. Каждый считает, что он за другого сработает гораздо лучше. А за себя не надо и отвечать.

Задача на сейчас – убедить депутатский корпус, чтобы они изменили законодательство. Нужно, чтобы главой Нижнего Новгорода был глава администрации. Когда главой города является глава администрации – порядка и ответственности больше.

- Какое самое яркое у вас было воспоминание из юности?

- Если честно, эти воспоминания связаны с тем, когда я впервые оторвался от своей родины в 19 лет. Меня призвали в армию на остров Сахалин. Я закончил авиационный техникум, и в армии обслуживал самолеты. Знаете, это непередаваемые ощущения, когда самолет взмывает стрелой в темное небо на форсаже. И ты понимаешь, что это ты его подготовил к полету! Это восторг! Для меня это был момент возмужания. После юности и учебы, беззаботности, шпаргалок и экзаменов, настоящее мужское дело. Я потом понял, что в армии самолет - что в сельском хозяйстве трактор. Для меня самолет был божеством.

Все вспоминают армию по-разному, у меня только позитивные впечатления и воспоминания. Я пришел из армии совершенно другим человеком.

- Сейчас молодому поколению посоветуете в армию идти?

- Обязательно. Без армии нельзя. Эту школу жизни нужно обязательно пройти. А дедовщина была всегда, Но я хочу сказать, что отношения нужно уметь выстраивать. Показать, что ты мужик. И когда в казарме собирается 100-200 одногодков, вот тут и проявляется характер. Если он есть. Тут ты должен воспитать в себе волю и характер.

Дембеля не мыли пол и у нас, не ходили в наряды в столовую. Это было негласным правилом. Это закон, старослужащих надо уважать. В этом нет ничего плохо. Когда это не делается насильно. Все понимали, что пройдет немного времени, и таким старожилом будешь и ты.

- В политике также?

- В жизни вообще так. Нужно иметь внутри себя стержень, нужно иметь возможность сказать свое слово, высказать свою точку зрения и отстоять ее. Если решение принято, надо его выполнять.

Ирина Отмахова

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта