Интервью

"История звука" – новейшая история страны, эту историю мы ещё помним", - Юрий Шевчук

"История звука" – новейшая история страны, эту историю мы ещё помним", - Юрий Шевчук
Концерт легендарной группы ДДТ в нижегородском Дворце спорта состоится 7 апреля в 19:00. Корреспондент агентства "НТА-Приволжье" встретился с бессменным лидером группы Юрием Шевчуком накануне, когда он только приехал в город, чтобы узнать, чего ожидать на концерте и есть ли скрытый смысл в его песнях.

Здравствуйте, Юрий Юлианович! Как Вы добрались?

Добрались тяжело… Дороги ужасные. Я думаю, наша бюрократия ждёт летающего транспорта. Лет через 20 технологии рванут и все будут летать. Ехали часов семь. Едем через лес, столько гор мусора. Ну, мы всю Россию объездили… Может быть, я начал с какого-то минуса, но это факт. Я каждую весну собираю пару мешков мусора вокруг озера у себя в деревне. Устал биться с рыбаками, с людьми. Просто беру тачку и собираю мусор. Неприятно, конечно, смотреть на эти пакеты. Отсюда начинается патриотизм, мне кажется.

Но, может быть, есть что-то положительное…

Положительное, конечно. Люди у нас хорошие очень. Вот, вчера у нас был концерт в Ярославле, посвятили его теракту в Питере. Когда я об этом сказал, весь зал встал. Была минута памяти. Мы часть средств перечислим в фонд пострадавших. Многие люди не потеряли этого чувства – чувства сопереживания, человечности… Это радует. Человек – это главное богатство в нашей стране. Очередной раз мы это осознали, поняли.

У нас бывали уже такие случаи трагичные. Я уже давно на сцене. Вот, помните, в 90-х в Башкирии сгорел поезд, там газовую трубу прорвало и очень много людей сгорело, погибло. В этот день у нас был концерт на стадионе "Нефтяник", все люди купили билеты, когда еще ничего не произошло, но вот потом случилась эта беда. Мы час, наверное, совещались, что делать? Отпустить людей по домам в честь траура или придумать что-то другое. Я вышел и сказал: "Все врачи, пожалуйста, по больницам. А мы всё-таки концерт дадим, но, конечно, без весёлых песен". Все деньги мы передали потом в ожоговый центр.

Давайте поговорим о программе. История звука – это история конкретно группы ДДТ или история рока вообще?

Ну, мы так не замахивались. Где история рок-н-ролла и где мы. Но, с другой стороны, конечно, это 30 лет новейшей истории. 80-е, 90-е, нулевые… - это именно те времена, когда развивался отечественный рок-н-ролл, мы все играли на гитарах всё это время. Сочинялись песни, пели… И тут новейшая история страны. Про историю сейчас очень много сказок, рассказов, мифологий, а эту историю мы помним. Не знаем, что было там во времена Соломона или Ивана Грозного досконально. А то, что было в 1985 году, мы, безусловно, помним и об этом поём песни наиболее актуальные для того или иного времени. И для сегодняшнего дня они ещё не умерли.

Эти песни подбирали специально?

Да, создалось сквозное действие. Очень много работали над экранами, хроникой. Несколько видеохудожников работали над этой программой. Но, в отличие от "Иначе", здесь нет перебора и доминирования экрана над светом, над музыкой – мы постарались всё сделать гармонично и равномерно. Три составляющих: звук, видео и свет. Мы даже саунд играем 80-х годов, саунд "Черного пса", потом индастриал 90-х. Разный звук, разный свет.

Помните, в 80-х горшки висели разноцветные, не было динамического света, а появился он только в 90-х. Начало у нас 80-е годы – закат империи, ожидание перемен. Потом время перемен, которое было тяжёлым таким, страшным. И, потом, нулевые годы – какая-то философия, осмысление пережитого времени. Всё заканчивается, как и начинается, свободой и любовью… Любовь не пропала, история тоже. Всё продолжается. Это главный вывод – очень простой, но мы пытаемся, своими художественными методами, чтобы он вошёл в сердце. И людям нравится. Везде полные залы.

Многие песни тура в новых аранжировках, меняется ли от этого смысл, восприятие песен? Звучат же они теперь по-новому.

Мы добиваемся некой такой философичности. Меняются формы выражения. Почему родился рок в 80-х, приелось всякие ВИА, такие пластиковые?... Поэтому появилась рок-музыка... не хватало значит эмоций, драйва. Очень не хочется, чтобы рок-музыка превратилась для нынешнего поколения тоже таким нафталиновым драйвом. Всё должно меняться. Совершенно никто из нас не предполагает, что это должно быть всегда.

А жив ли русский рок?

Рок всегда был свободен. А современная рок-музыка развивается. Музыканты молодые гораздо лучше играют, чем мы в своё время. Мастерство поднялось. У нас играют ничуть не хуже, чем в Европе, в мире. Может быть, со словами не так красиво и глубоко, как было в 80х.

За 37 лет поменялась публика?

Нет, партер – молодёжь; на трибунах – люди постарше. Не очень поменялась. И мы, как бы, вспоминаем, что молодёжь любит послушать ДДТ образца 82-го года, ритм-н-блюз такой полуподъездный. Людям более старшего поколения интересно всё это вспомнить. Даже странно, как мы не надоели за 30 лет. Хотя, ребята у нас молодые все. Это я – Кощей Бессмертный.

А как Вам нижегородская публика?

Очень хорошая публика. Мы всегда обращаемся к человеку, для нас не важно, где он живёт. Важно, что он дышит, любит, сопереживает. И вот о человечности и говорим. Мне кажется, это главная наша задача как музыкантов, говорить о мире, о человечности, сквозь горнило всех испытаний, которые перед нами стоят. Это наш путь.

Ваши поклонники много спорят по поводу скрытых смыслов Ваших песен…

Я же не Борис Гребенщиков, какие скрытые смыслы… Я простой, как валенок.

Но люди же действительно обсуждают Ваши песни. Так, одним из последних неотвеченных вопросов остаётся: "Кто такие Анна и Лиза из песни "Осенняя"?

Анна и Лиза – прекрасные женские имена.

Это просто собирательные образы или какие-то определённые люди?

Какие-то конкретные и собирательные… Ну, я же не попса, чтобы обсуждать свою личную жизнь.

Кто-то думает, что это Анна Каренина и бедная Лиза…

Прекрасно думают, пускай… Здорово же! Ну, что же всё объяснять надо! Однажды, одна гимназистка ко Льву Николаевичу Толстому подошла и говорит, а вот что вы хотели сказать романом "Анна Каренина"? Толстой бороду почесал и говорит: "Милая барышня, нужно для Вас написать его заново, чтобы объяснить".

Тайна должна быть, недосказанность.

Оксана Колотушкина

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
20 апреля