Заместитель председателя комитета ЗС НО по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Николай Пугин в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Вопросы для Николая Андреевича Пугина можно присылать до 18 октября
Задать вопрос
Николай Андреевич, если не ошибаюсь, ряд депутатов ОЗС, по-моему, коммунисты поднимали вопрос о том, действительно ли необходимо предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, потому что при большом объеме инвестиций, они платят в бюджет региона смешные налоги. А вы как считаете, насколько необходимы налоговые льготы инвесторам? Ведь решение о размещении здесь своих производств они принимают не из-за налоговых льгот, и не будь их, они бы все равно разместились в Нижегородской области.
При реализации проектов с участием иностранных инвесторов на территории региона создается юридическое лицо, непосредственно реализующее данный проект. Налоги платятся в соответствии с российским законодательством, плюс создаются высокооплачиваемые рабочие места, производится конкурентоспособная продукция, и развиваются сопутствующие отрасли. Происходит развитие инфраструктуры прилегающих территорий, создаются условия развития сопутствующих более мелких бизнесов и как следствие синергетического эффекта создание новых рабочих мест и рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Здравствуйте, Николай Андреевич! Как Вы считаете, какие изменения законодательства могут реально помочь предпринимателям развивать свой бизнес? Как бороться с бюрократическими барьерами?
Ваш вопрос по смыслу повторяет вопрос, заданный мне читателем "НТА-Приволжье", бывшим предпринимателем Федором 16.10.2012 в рамках данной интернет-конференции. Пожалуйста, ознакомьтесь с опубликованным ответом. Там отражены практически все аспекты помощи предпринимателям со стороны правительства Нижегородской области.
Николай Андреевич, стадион к ЧМ по футболу в 2018 году, как я слышал, планируется строить при создании государственно-частного партнерства. Проявили ли уже инвесторы интерес к этому строительству, можете ли Вы назвать эти компании?
В целях привлечения потенциальных инвесторов макет стадиона с прилегающей территорией будет представлен в других регионах и за рубежом.
В настоящее время проект вызывает интерес у различных компаний, российских и иностранных.
Однако, поскольку проект находится в начальной стадии, а в случае его реализации по схеме ГЧП отбор инвесторов будет осуществляться на конкурсной основе, называть эти компании преждевременно.
Николай Андреевич, вам не кажется, что при вступлении России в ВТО, в нашей области конкуренцию выдержат только промышленные гиганты, да и то за счет сдачи части своих помещений в аренду? Если это не так, то каким образом наши компании смогут соперничать с монстрами мирового бизнеса?
Существенное ужесточение конкуренции ожидается в легкой (где уже сейчас 80% - импорт, наполовину серый) и пищевой промышленности, производстве лекарств, медицинского оборудования, электроники, гражданского авиастроения, сельхозмашиностроения, автомобилестроения. Расширение присутствия иностранных производителей на внутреннем рынке ужесточит, прежде всего, ценовую конкуренцию, вынуждая снижать цены, а следовательно обороты и финансовый результат. Но надо помнить, что конкуренция – это не только двигатель торговли в рыночной экономике, это и двигатель прогресса в производстве. Вступление России в ВТО – это очевидный сигнал Правительства бизнесу о необходимости повышать конкурентоспособность и соответствовать требованиям мировой торговли. То есть, если не хватает самодисциплины в развитии эффективности бизнеса, то вот вам более жесткие внешние условия, которым придется соответствовать. Это еще и сигнал для встраивания национальных производителей в международные цепочки создания стоимости. Примеры этому – Либхер –Гидромаш, ГАЗ – Фольксваген, Сибур – Солвей и др. Крупные нижегородские предприятия подобные задачи поставили перед собой уже давно и успешно их решают. Современные формы организации труда, стратегии обучения персонала, выстраивание логистических потоков и продуманные маркетинговые исследования позволяют им выпускать именно тот продукт, который готов приобрести потребитель, тем самым не столько конкурируя, сколько сотрудничая с "монстрами мирового бизнеса".
Действительно, малые и средние предприятия имеют гораздо меньшие возможности для такого развития и сотрудничества и здесь, в первую очередь, необходима продуманная государственная протекционистская политика на разных уровнях, основы которой уже заложены в нашей области. К примеру, создан Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области, который именно таким предприятиям оказывает различные виды поддержки, в том числе финансовую, для продвижения продукции на экспорт. Поддержка малого и среднего предпринимательства в области носит системный характер и предполагает содействие на всех этапах развития бизнеса. Конечно, в условиях ВТО возможности государственной поддержки бизнеса ограничиваются, но здесь нам очень важно активнее использовать положительный опыт различных стран по защите отечественного производителя и внутреннего рынка, использовать средства предотвращения демпинга и растущего импорта. Меры поддержки отечественного товаропроизводителя разрабатываются на федеральном уровне в рамках Федеральной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", куда входят подпрограммы по отраслям.
Николай Андреевич, есть ли инвесторы на строительство моста в Подновье и моста параллельно Волжскому, строительство Северного и Южного обходов?
В рамках маркетинговых мероприятий, проводимых правительством Нижегородской области совместно с государственной корпорацией "Внешэкономбанк", к настоящему моменту в реализации данного проекта заинтересованы более 10-ти инвесторов.
Проект мостового перехода параллельно существующему Борскому мосту планируется к реализации за счет бюджетных источников ввиду социальной значимости этого объекта.
Проект Северного обхода в настоящее время находится в стадии предпроектной проработки.
В отношении Южного обхода, по данным Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области, в настоящий момент идет строительство первого пускового комплекса третьей очереди. Максимальный срок завершения работы 2 года.
В 2012 году планируется перейти к проектированию второго, третьего и четвертого пусковых комплексов Южного обхода.
В настоящее время продолжается решение вопросов финансирования проекта.
Федор (бывший предприниматель)
Николай Андреевич, почему, несмотря на все выпускаемые законы и действия правительства, мелким предпринимателям до сих пор очень сложно начать свое дело? Постоянные проверки и сотни документов, которые нужно оформить, просто отбивают всякий интерес к этому. Можно ли ожидать, что власти наконец-то пойдут навстречу малому бизнесу и каким-то образом облегчат предпринимателям жизнь?
Но вы правы – количество требований должно быть разумным, и мы к этому стремимся. Более того – уже сегодня в правительстве разработан ряд мероприятий, которые позволяют частным предпринимателям более успешно преодолеть этап становления.
В области действует Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства на 2011-2015 г.г., утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2010г. № 618.
Она предусматривает: субсидии на оказание государственной поддержки в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела. Гранты выдаются на конкурсной основе. В 2012 году из бюджетов различных уровней выделено 150 млн. рублей, поддержку получат 478 субъектов малого предпринимательства, в том числе 35 начинающих инновационных малых предприятий; возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. В 2012 году на данное мероприятие выделяется более 144 млн. рублей; оказание государственной поддержки действующим инновационным компаниям-субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (до 5 млн. рублей); компенсацию затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, деловых миссиях и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии).
Кроме того, сегодня успешно работает созданная Правительством Нижегородской области автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области». Агентство предоставляет поручительства по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, выдает микрозаймы, а также предоставляет услуги финансового посредничества.
Николай Андреевич, как Вы считаете насколько отечественные автомобили будут конкурентоспособными в мире и внутри страны после вступления России в ВТО и снижения пошлин, ведь сейчас доля экспортных отгрузок ГАЗа на страны Европы и ДЗ составляет не более 1% от общего объема выпущенных автомобилей в год, ситуация по другим заводам не намного лучше.
В рамках подготовки к вступлению в ВТО "Группа ГАЗ" начала создавать продукты, изначально спроектированные с учетом экспортных требований. Среди них новое семейство легких коммерческих автомобилей "ГАЗель Next" ("Евро-4", "Евро-5" и "Евро-6"), линейка автобусов "Евро-4", "Евро-5", EEV ("Евро-5+"). Уже в этом году должна начаться крупноузловая сборка и продажи автомобилей "ГАЗель" в Турции. В следующем году планируется активизировать программы по продвижению наших автомобилей в Восточной Европе.
Предприятия "Группы ГАЗ" обладают рядом серьезных преимуществ, которые позволят компании быть успешной в новых условиях: самая большая база лояльных клиентов, самая широкая в России дилерская сеть, доступность запчастей и сервиса, приспособленность техники к российским условиям эксплуатации (климат, плохие дороги, перегруз), сильная конструкторская школа, высокая квалификация персонала.
Новейшие стандарты производства продукции "Группа ГАЗ" осваивает, в том числе, за счет партнерства "Группы ГАЗ" с ведущими международными автопроизводителями: Volkswagen, General Motors и Daimler. Сотрудничество с иностранными партнерами позволит освоить лучшие стандарты мировой автоиндустрии и применить их для дальнейшего развития собственного модельного ряда продукции предприятий "Группы ГАЗ".
"Группа ГАЗ" начала готовиться к ужесточению конкуренции еще до того, когда в России было принято решение об открытии рынка. Компания непрерывно работает над обновлением модельного ряда выпускаемой продукции (новое семейство легких коммерческих автомобилей "ГАЗель NEXT", новое семейство автобусов ПАЗ "Вектор" и др.), реализовывает партнерства с мировыми производителями автомобильной техники и автокомпонентов (VW, GM, Daimler и Bosal), улучшает финансовые результаты и повышает производительность труда (в 2011 году выручка "Группы ГАЗ" составила 132,4 млрд. руб. с ростом 37% к 2010 году, среднемесячная выручка на одного сотрудника выросла на 43,5% по сравнению с 2010 годом – лучшие результаты за всю историю компании), внедряет новые подходы к системе качества и уникальные технологические решения (компьютерные методы проектирования, современные методы контроля качества, прототипирования и выпуска автокомпонентов), инвестирует в развитие персонала (бонусная программа, развитие корпоративного университета).
Николай Андреевич, а много ли российских инвесторов вкладывается в Нижегородскую область? У меня почему-то слово "инвестор" ассоциируется с иностранными компаниями
В регионе действует инвестиционный совет во главе с губернатором Нижегородской области, который рассматривает инвестиционные проекты, планируемые к реализации на территории области, и проекты, претендующие на статус приоритетных инвестиционных проектов Нижегородской области. Инвестиционный совет принимает решение об одобрении либо отклонении, приостановлении реализации инвестиционного проекта. Заседания инвестиционного совета проходят не реже двух раз в месяц.
Большее количество инвестиционных проектов в области реализуется именно российскими инвесторами. Так 75% общего объема инвестиций реализуемых в регионе проектов принадлежит российским компаниям.
Примером крупных российских проектов, одобренных инвестиционным советом и получивших статус приоритетных, могут служить:
- ОАО "Выксунский металлургический завод" реализует проект Металлургический комплекс стан -5000, объем инвестиций составляет 58,5 млрд.руб.
- ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" реализует приоритетные проекты в Кстовском районе области, объем инвестиций, по которым превышает 35 млрд.руб.;
- ОАО "Сибур-Нефтехим" проект по реконструкции этиленовой установки, размещенной на территории Кстовского района, объем инвестиций – свыше 7 млрд.руб.
Николай Андреевич, каковы, на Ваш взгляд, примеры наиболее удачного инвестирования в бизнес Нижегородской области за последние несколько лет?
В настоящее время в регионе таких проектов - 70 с общим объемом инвестиций 351,41 млрд. руб.
Среди них можно выделить следующие проекты:
- ООО "Ондулин-строительные материалы" осуществляет строительство уже 2-ой очереди завода по производству битумно-кровельных материалов торговой марки "Ондулин", принадлежащей корпорации "Onduline Group" (Франция), объем инвестиций – 1,05 млрд.руб;
- Компания ООО "Птицефабрика Павловская", входящая в состав группы предприятий под управлением ООО "УК "Русское поле", реализует на территории Павловского района два проекта по организации производства мяса кур-бройлеров, общий объем инвестиций около 1,3 млрд.руб;
- ООО "РусВинил" на территории Кстовского района области проводит строительство промышленного комплекса по производству поливинилхлорида, объем инвестиций – 55,29 млрд.руб.;
- ОАО "Сибур-Нефтехим" - проект по реконструкции этиленовой установки, размещенной на территории Кстовского района, объем инвестиций – свыше 7 млрд.руб.;
- ООО "Либхерр-Нижний Новгород" - строительство в г.Дзержинск промышленного предприятия для производства конструктивных элементов и компонентов, объем инвестиций – 11,56 млрд.руб.;
- ОАО "Выксунский металлургический завод" - реализация проекта Металлургический комплекс СТАН-5000, объем инвестиций – 58,5 млрд. руб.
-и др.
Здравствуйте, Николай Андреевич! Скажите, пожалуйста, нижегородские власти рады любым инвесторам? Если нам предложат захоронить ядерные отходы за большие деньги, например, мы согласимся? Или вот в Дзержинске развивается химический кластер, нам это тоже очень необходимо? Здоровье нижегородцев при оценке инвестпроекта всегда на последнем месте?
В регионе поддерживаются проекты, реализующиеся по последним достижениям техники, что предусматривает осуществление производственной деятельности, с минимальным влиянием на окружающую среду.
Также нужно отметить, что в соответствии с федеральным законодательством в составе проектно-сметной документации производственных объектов обязательно наличие раздела, содержащего перечень проводимых компанией мероприятий по охране окружающей среды.
Развитие нижегородского территориального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии влечет за собой развитие отраслей, на которых базируется экономика всего нашего региона.
Кластерный подход - приоритетный для любой отрасли. Он подразумевает не только модернизацию производств, но и увеличение количества рабочих мест.
Проекты, размещаемые на территории кластера, также проходят все необходимые экспертизы, в том числе и экологическую.
Николай Андреевич, пользуются ли какими-нибудь льготами или какой-либо помощью со стороны правительства области участники так называемого "Бизнес-инкубатора"? Если да, то, каким образом осуществляется подобная помощь? Если нет, то почему?
- предоставление на льготных условиях в аренду оборудованных офисных помещений (оргтехника, мебель, телефон, Интернет) в порядке конкурсного отбора субъектам малого предпринимательства;
- консультационные услуги в сфере менеджмента, маркетинга, ведения бухгалтерского учета;
- помощь в подготовке бизнес-плана;
- оказание содействия в поиске инвестиций и многое другое.
Какую форму инвестирования в бизнес, на ваш взгляд, государство должно наиболее активно поддерживать: инвестиции в закупку оборудования, обучение персонала, развитие производства, научно-исследовательскую деятельность?
Реалии современной России таковы, что многим промышленным предприятиям "по наследству" от советского прошлого досталось очень много устаревшего – морально и материально - оборудования. Должно ли государство стимулировать компании обновлять парк своих станков, конвейерных линий? Да, должно. В первую очередь – налоговыми льготами. Это окупится вдвойне и втройне. Кстати, крупные компании, такие как "Группа ГАЗ", уже сейчас проводят масштабное техперевооружение.
Развитие НИОКР необходимо не меньше, чем обновление парка оборудования. Современное производство не может не быть технологичным, обновления появляются все чаще, и, чтобы иметь перспективу развития, производители должны проводить научные разработки. То же самое касается и обучения персонала. Грамотная налоговая политика государства поможет российской промышленности развиваться гораздо более быстрыми темпами.
Планирую создать свой бизнес по продаже кисломолочной продукции из Нижегородской области. Будут ли мне причитаться льготы за реализацию товаров местных производителей?
Более подробно с условиями получения льгот и их величиной можно ознакомиться на сайте министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (http://www.mcx-nnov.ru) в разделе "Государственная поддержка АПК".
Николай Андреевич, губернатор Шанцев часто говорит о том, насколько привлекательна область для инвесторов. В связи с этим вопрос - какие именно программы для привлечения инвесторов проводятся в области и чем они отличаются от проводимых в других, менее и более привлекательных, регионах?
В соответствии с Законом о государственной поддержке инвестиционной деятельности созданы устойчивые условия осуществления вложения инвестиций, а именно - условия соглашения с инвестором сохраняются в течение всего срока действия договора независимо от изменений регионального законодательства в части ухудшения этих условий. Государственная поддержка предоставляется инвестиционным проектам, которые признаются приоритетными инвестиционным Советом при губернаторе области.
В 2010 году в Закон области об инвестиционной деятельности были внесены существенные изменения. В частности, в целях повышения мер государственной поддержки установлен максимально возможный размер снижения ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет области, а также исключено обязательное условие роста налогооблагаемой базы для получения льготы по налогу на прибыль. Наиболее значимое изменение позволило предприятиям пользоваться мерами государственной поддержки, в том числе и налоговыми льготами, при реализации нескольких инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом области о государственной поддержке инвестиционной деятельности, инвесторам, реализующим приоритетные проекты, предоставляются финансовые и нефинансовые меры поддержки. Финансовая помощь предполагает: налоговые льготы; компенсацию части процентной ставки по кредитам; освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности, в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области.
Нефинансовые меры поддержки включают в себя: минимизацию бюрократических рисков на всех этапах реализации проекта; поддержку ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти; распространение позитивной информации об инвесторе и так далее.
Законодательная база большинства инвестиционно-активных регионов во многом схожа, в том числе и в части предоставления налоговых льгот. В последнее время инвесторов привлекают другие составляющие инвестиционного климата в Нижегородской области. В частности, законодательно регламентированы все основные процедуры, связанные с запуском инвестиционного проекта. Сама система старта проекта устроена по принципу "одного окна" - для получения площадки инвестор контактирует только с министерством инвестиционной политики области. Сроки выделения свободного земельного участка для реализации инвестиционного проекта, значительно сокращены (до 104 дней).
Кроме того, правительством области формируется банк данных свободных земельных участков на территории области для реализации инвестиционных проектов с выделением "зеленых" и "коричневых" площадок. В настоящий момент ведется работа по разработке концепции комплексного развития инвестиционных площадок на территории муниципальных районов и городских округов. Кроме того, запланированы предпроектные проработки подведения инженерной и транспортной инфраструктуры к инвестиционным площадкам.
Одной из мер по стимулированию инвестиционной деятельности в области является развитие инфраструктуры, в том числе создание технопарков на территории области.
В рамках комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", реализуются 2 проекта: строительство Нижегородского технопарка информационных технологий в поселке Анкудиновка и создание технико-внедренческого Открытого парка в поселке Сатис Дивеевского района.
Кроме того, в 2011 году был принят Закон области "О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области", направленный на создание благоприятных условий для развития НИОКР и внедрения ее результатов в производство, привлечение инвесторов в научно-технологическую сферу, развитие наукоемких производств.
Еще одним направлением по привлечению инвестиций и созданию на территории региона благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов является создание промышленных парков.
В настоящее время осуществляется работа по подготовке проекта закона области "О промышленных парках в Нижегородской области". Данный закон позволит создавать в области специальные инженерно-подготовленные территории, которые будут объединять производственные и иные предприятия посредством общей инженерной, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры и взаимной производственной кооперации (отраслевой промышленный парк). Государственная поддержка резидентов промышленных парков будет осуществляться в виде предоставления налоговых льгот, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционного налогового кредита, субсидий на создание и развитие инфраструктуры промышленных парков и так далее.
В настоящее время ведется активная работа по созданию двух промышленных парков "Дзержинск-Восточный" и "Бор-Центральный". Практика строительства парка "Дзержинск-Восточный" свидетельствует о том, что создание таких промышленных парков будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в регион. Так, на территории данного парка планируют разместить свои производства компании ООО "Ланкесс", ООО "Данфосс" и ООО "А.Раймонд Рус".
Новым направлением инвестиционной политики области является развитие механизмов государственно-частного партнерства, реализация которого позволит привлекать дополнительные инвестиции в область, особенно в объекты общественной инфраструктуры.
Николай Андреевич, как вы думаете, смогут ли нижегородские предприятия и компании выйти на мировой рынок благодаря вступлению России в ВТО?
Николай Андреевич, у меня 2 вопроса: почему Нижегородская область традиционно привлекает инвесторов только в промышленность и не пора ли осваивать другие сферы народного хозяйства? Какие, на ваш взгляд, наиболее перспективны? и второй вопрос - что будет с инвесторами после вступления в ВТО? их станет меньше? больше? что будет происходить с нашей экономикой?
Конечно, необходима диверсификация, и любое развитие иных отраслей будет только приветствоваться. Сегодня, когда Нижний Новгород вошел в число городов, принимающих чемпионат мира по футболу-2018, необходимо активно понимать сферу туризма, услуг, спорта. Именно в этих сферах может широко быть представлено государственно-частное партнерство.
Инвестиций в российский бизнес станет больше – я в этом практически уверен. Сегодня Россия – один из крупных игроков мирового рынка и тот факт, что отныне общепринятые правила торговли будут распространяться и на нашу страны, скажется позитивно на ее развитии. Как минимум, увеличится локализация производства в совместных с иностранными компаниями предприятиях: логистическая составляющая дешеветь не будет, а производство комплектующих станет выгоднее размещать в России. Однако теперь, когда мы становимся ближе к экономике других стран и континентов, на нас более существенно будут влиять и периоды ее подъема, и периоды рецессии. Об этом нужно помнить и заранее выстраивать продуманную заградительную политику.
Кстати, по оценке Всемирного банка, членство России в ВТО в течение трех лет принесет стране около 3,3% дополнительного роста ВВП, а через десять лет, за свет позитивного влияния на инвестиционный климат, выгода может увеличиться до 11% роста ВВП.
Уважаемый Николай Андреевич! Расскажите, пожалуйста, планируется ли развитие инвестиционного законодательства в сфере поддержки отечественных производителей автокопонентов? Ведь без развитой автокопонентной отрасли создать по-настоящему современный отечественный автомобильный продукт не получится. Здесь имеется ввиду производство компонентов, которые являются основополагающими в конструкции автомобиля и занимают наибольшую долю в его себестоимости - двигатели, коробки передач, тормозные системы, электроника и др. Автомобили, собранные с широким применением импортных комплектующих, сложно назвать полностью отечественными. Ровно как и иностранные авто, собираемые в России из импортных SKD-комплектов по технологии "сварка-сборка-окраска".
Действительно, SKD-сборка не несет практически никакого смысла в плане развития отечественного автопрома. Однако она применяется лишь на первоначальном этапе, при вступлении инвестора в сферу производства. Простой пример: в 2011 году "Группа ГАЗ" заключила договор с мировоым автопроизводителем Volkswagen/Skoda. Уже через четыре месяца с конвейера сошла первая модель Skoda Yeti, собранная по SKD-технологиям. Но на протяжении всего 2012 года на ГАЗе велась и ведется полномасштабная работа по запуску сборки по полному циклу, включающему в себя окраску, сварку и сборку. Первые Skoda Yeti должны быть выпущены в 2012 году, в 2013 последовательно будет производиться пуск автомобилей Volkswagen Jetta Skoda Octavia. В соседних цехах ведется подготовка производства Chevrolet Aveo. И это – лишь один из этапов локализации, за ним последует следующий. Более того, тесное сотрудничество с мировыми автопроизводителями позволяет российским инженерам повышать собственный уровень компетенции.
Еще одним направлением развития нижегородской промышленности является создание кластеров, которым активно занимается правительство Нижегородской области. Сегодня уже сформирован автомобильный кластер, ведется работа по формированию нижегородского инновационного территориального кластера.
Часто ли инвесторы делают выбор в пользу Нижегородской области именно из-за законов, которые действуют в нашем регионе для поддержки инвесторов. Ведется ли такой мониторинг?
Да, у Нижегородской области – масса уникальных достоинств – от географического положения (к нам одинаково легок доставлять грузы и автомобильным, и железнодорожным, и водным, и авиа- транспортом) до кадрового (в области работают 56 научно-образовательных учреждений, выпускающих более 60 тысяч молодых специалистов в разных отраслях промышленности. Однако основное преимущество области, на мой взгляд – это команда профессионалов, которая стоит у ее руководства. Только благодаря им закон об инвестиционной деятельности работает на все сто процентов, а не лежит "мертвым грузом", как это зачастую случается с качественными, но, увы, неиспользуемыми в жизни законодательными актами.
Николай Андреевич, разве у нас еще не достаточно развито инвестиционное законодательство? Если нет, то в каком направлении его надо развивать?
Кстати, сам порядок получения подобного статуса понятен и прост. Он работает по принципу "одного окна": инвестор подает заявку в министерство инвестиционной политики области, затем проект рассматривается на инвестиционном совете при губернаторе и, если получает одобрение, сотрудники министерства сами готовят для инвестора весь необходимый пакет документов и обеспечивают комплексную поддержку проекта на протяжении всего его периода реализации.
Любые законы не являются абсолютной догмой на протяжении веков. Они, как и общество в целом, меняются. По сути, закон – это инструмент, который, если продолжать аналогии, должен быть удобным в использовании. Последние изменения в закон были внесены в 2010 году, в это же время был принят закон «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве», который очень быстро доказал свою эффективность. В настоящее время решается вопрос о создании регионального инвестиционного фонда, о возможности вовлечения в государственно-частное партнерство объектов обеспечения пожарной безопасности и гражданской обороны, о расширении форм таких партнерств.
Комментарии